Настоящей лабораторией по выработке стандартов и идей стали защиты в номинации «Культура безопасности детства», впервые представленной в рамках юбилейной XV Национальной премии для производителей товаров и услуг «Золотой медвежонок». На площадке Московского Института педагогики и психологии образования производители получили от жюри максимум экспертных оценок и даже полноценные консультации.
Важными стали советы, как соответствовать специализации номинации, ведь она учреждена Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров совместно с Министерством чрезвычайных ситуаций РФ. Общий настрой номинантов – тщательно доработать продукты, чтобы они на 100 процентов отвечали главной задаче: формировать у детей навыки безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и сохранять детские жизни.
Золотые правила для номинантов
Порядка 50 экспертов, включая представителей МЧС России, специалистов по безопасности, лицензированию и стандартизации, руководство ведущих вузов страны, начальники кафедр педагогики, психологии, представители Института развития, здоровья и адаптации ребенка, юристы, гигиенисты подошли к оценке номинантов строго и с желанием помочь. Каждый продукт получил обратную связь по критериям номинации – образовательной и развивающей ценности, соответствию возрасту, эргономичности и безопасности, инновационности, рыночной востребованности и социальной значимости.
Номинанты «Культура безопасности детства» - первопроходцы. Им предстояло доказать, почему именно их продукт должен получить признание МЧС России. А для этого – понять суть номинации, ее специфику, созвучную полномочиям ведомства. Экспертам пришлось не раз задать вопрос: от чего чаще гибнут дети? И самим ответить на него: наибольшее количество трагедий связано с пожарами, утоплениями, несчастными случаями в быту. А вот рассказать, как номинированная продукция учит детей избегать таких угроз, спасать свои жизни и здоровье, какие правила поведения усвоит ребенок после игры или обучения, - уже задача номинантов.
«Если вы хотите, чтобы ваш продукт спасал жизни, посмотрите статистику, от чего и в каких ситуациях гибнут и травмируются дети. Именно она должна становиться основой продукта. Моделируйте ситуации и учите. И это должны быть четкие, логичные и понятные ребенку инструкции поведения. И потом вы скажете: а вот наша статистика, как наше приложение, наш продукт, модуль, игрушка научила детей действовать при пожарах, дала инструмент педагогу, родителю, и в результате спасла», - в свою очередь, учили эксперты номинантов.
Какие еще ЦУ получили номинанты? Нужно проверять логику: ставить себя на место ребенка или представить своих детей – что они реально смогут сделать, к примеру, в ситуации пожара? Конечно, важно, чтобы ребенок знал телефоны экстренных служб, но инструкция, которая учит только цифрам и не учит поведению в горящей квартире, - неработающая. Нужно ввести в игру действия по спасению.
Избегать стереотипных образов. Преступник в черных шляпе и плаще, изображенный на продукте для дальнейшего узнавания? Да ладно. Ребенок не узнает опасность в человеке, который выглядит иначе. Нужно прорабатывать нейтральные типажи, избегать гротеска.
Создавать реакцию, а не просто сообщение. Если в обучающем модуле используется цифровой датчик (например, радиации), то он должен не просто выдавать цифры, а сигнализировать опасность и давать инструкцию, что делать.
Продукт не должен провоцировать. Игровые сценарии не должны подталкивать детей к рисковому поведению – например, стоит сто и один раз подумать и спросить совета, а не побуждает ли продукт ребенка примерить на себя роль «спасателя» и самому попытаться «поймать преступника». Или проверить, а правда ли, что спички детям – не игрушка, как учил умный робот?
Игровая деятельность равно технический регламент. Даже если продукт классифицируется как методическое пособие, но используется детьми и содержит игровой элемент – он обязан соответствовать Техническому регламенту о безопасности и пройти обязательную сертификацию.
Продукт для ребенка должен быть идеальным по всем параметрам. Ни грамматических или лексических ошибок, ни неприятного запаха быть не должно. При этом важно учесть все нюансы, включая безопасность упаковки (ТР ТС 005), требованиям к электроприборам (ТР ТС 037), наличию игровых элементов (ТР ТС 008). Чтобы директора детсада, который закупил продукт, не оштрафовали за несоблюдение требований безопасности.
Разделение по возрастам. Согласно ФГОС, образовательные материалы должны учитывать возрастные особенности. Один продукт не может одинаково эффективно работать на детей 5 и 10 лет – нужны разные комплекты.
Идеи для безопасного детства
Эксперты хвалили каждый замысел, реализованный в номинированных проектах. А если нужно что-то «докрутить», представители МЧС – вот они, сидят напротив. Всегда к диалогу открыт и Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России.
Каждый номинант благодарил за консультации. Директор по развитию ООО «Научные развлечения» Дмитрий Уткин (Московская область) сказал: «Мы получили ценную обратную связь от экспертов, что еще можно улучшить в продукте. Обязательно применим рекомендации». Компания представила цифровую лабораторию по школьному предмету «Основы безопасности и защиты Родины» - комплект датчиков, методик и ПО, который позволяет детям самостоятельно анализировать параметры окружающей среды: воздух, освещенность, уровень шума, газов.
Коммерческий директор ООО «База» Марина Седова и директор по развитию компании Юрий Апрышко (Ростовская область), которые защищали многофункциональный интерактивный комплекс БЖД «Безопашка», рассказали, что даже законспектировали все советы: «Рекомендации были очень ценные, мы их увековечили. Разумеется, используем и доработаем продукт». Стоит отметить, что комплекс – четыре модуля, включая пазлы, тренажеры, голосовых помощников и игры – разработан и уже апробирован с участием МЧС. Сегодня он включает 97 чрезвычайных, опасных ситуаций, в которые могут попасть дети, и учит их, во-первых, соблюдать спокойствие при стрессе, а во-вторых, избегать таких ситуаций и помогать себе в них.
Робот «Мяу» от НЦ «Полюс» (Томская область) – это решение для детей с речевыми нарушениями. Однако он не только логопед: он помогает выполнять задания по безопасности при пожаре, на воде, а также в сказочных сюжетах учит, кому звонить, если у героев историй что-то случилось. «Вопросы и комментарии, которые прозвучали на защите, мы зафиксировали для дальнейшей работы. И реализуем идею президента АИДТ: провести семинары для наших потребителей, чтобы раскрыть свойства продукта и получить обратную связь. Будем взаимодействовать и с педагогами МГПУ, чтобы доработать продукт», - сказал директор филиала ООО «Научный центр «Полюс» Николай Платонов.
Конструктор «Кроха» от ООО «Мир пластика» (Москва) – 2500 деталей, из которых можно собрать город, и пособия, чтобы научиться вести себя в городских ЧС; курс «Технология спасения жизни» от ООО «Базовые технологии» (Челябинск), формирующий поведенческие паттерны, которые запускаются даже в стрессовой ситуации; «Всероссийский урок безопасности» от ГК «Просвещение» (Москва) - 13 модулей по разным темам: пожар, первая помощь, антитеррор и т.д.; приложение «Заступник» от АНО «Центр помощи «Заступник» (Москва) – «тревожная кнопка» в кармане каждого ребенка, и, наконец, учебное пособие «Безопасность вокруг нас» от ИП Оксаны Ясаковой из Хабаровского края – магнитная доска с 13 жизненными ситуациями, в которых может оказаться ребенок, - все проекты номинации получили оценку и советы. «Культура безопасности детства» стала стартом для целого движения внутри индустрии: переосмыслить продукт с точки зрения ребенка в кризисной ситуации. А каждый проект –шагом к обществу, где безопасность детей – не эпизод, а системная практика.
Игра – фундамент безопасности
Оценивая проекты спецноминации «Культура безопасности для детей», заместитель директора Департамента информационной политики МЧС России Артем Шаров подчеркнул, что «игровые методы обучения при формировании навыков безопасного поведения способствуют фундаментальному усвоению знаний и дальнейшему внимательному и ответственному отношению ребенка к вопросам безопасности в процессе его дальнейшего развития как личности».
Он отметил высокий интерес производителей детских товаров к участию в номинации.
«Особенно отрадно, что номинанты не только выбрали эту важную и многогранную тему, но и представили свои проекты с креативным подходом, учитывающим специфику детского восприятия.
Отдельно хотелось бы отметить разнообразие форматов: от классических настольных игр до высокотехнологичных интерактивных решений. Многие разработки сопровождались методическими материалами, что делает их особенно ценными для применения в образовательном процессе. Это демонстрирует стремление разработчиков не просто создать продукт, но встроить его в систему обучения».
В то же время он обратил внимание на «необходимость более глубокой проработки методической части». «Важно, чтобы рекомендации, сопровождающие продукцию, были четко ориентированы на соответствующие возрастные группы и позволяли изучить алгоритмы поведения, которые понятны и выполнимы детьми определенного возраста», - сказал он.
«Участие в оценке представленных работ стало ценным опытом. Мы рассчитываем, что данная номинация станет постоянной частью премии «Золотой медвежонок» и в будущем привлечет еще больше сильных и содержательных разработок, способствующих формированию у детей прочных знаний и навыков безопасного поведения», - заключил замдиректора Департамента информационной политики МЧС России.
О премии
Учрежденная Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) в 2010 году, премия «Золотой медвежонок» является главным отраслевым ориентиром качества и безопасности товаров и услуг для детей. За это время она объединила более 1 200 компаний из 80 регионов России, а знак «Золотой медвежонок» используют как маркер надежности на упаковке и в рекламе.
Проект поддерживают Совет Федерации ФС РФ, Минпромторг РФ и Минпросвещения РФ, РАО.
Победителей определяет научный, отраслевой и индустриальный экспертный совет. На основе многогранной оценки номинантов Премии эксперты определяют именно ту продукцию или услугу, которая является лучшим образцом продуманности, функциональности, полезности, качества и непременно безопасности для самой главной аудитории на свете — детей.
Стать победителем премии можно не только по решению экспертов, но также по результатам народного голосования: отдать свой голос онлайн можно на официальной страничке «Золотого медвежонка».
Церемония награждения победителей премии пройдет 10 июня в Совете Федерации.
Оставляйте комментарии, высказывайте свое мнение. Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный «Вестник индустрии детских товаров» и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями и размещайте рекламу на наших ресурсах. Подписывайтесь на наш Телеграм-канал и страницу ВКонтакте