Скоро состоится очередная уже девятая по счету церемония награждения Национальной премии в сфере товаров и услуг для детей «Золотой медвежонок». Наш медвежонок встретился со Светланой Журовой, председателем Наблюдательного совета премии, депутатом Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации, чтобы задать интересующие его вопросы.
— Я хоть и золотой, но медвежонок, поэтому первый мой вопрос — шкурный. Был ли у вас в детстве любимый медвежонок? Как он выглядел?
— В советское время с игрушками было хуже, чем сейчас, поэтому у каждого ребёнка обязательно были любимые. В моём детстве это был именно медвежонок, так как он появился одним из первых. Это был бурый, достаточно большой и абсолютно не мягкий, даже очень жесткий зверь, который рычал как настоящий, когда его переворачиваешь.
При этом у меня, как и у всего моего поколения, обязательно были детские фотографии с любимой игрушкой. По-моему, в каждой фотостудии была такая традиция, чтобы сделать красивый постановочный портрет. По крайней мере, у очень многих моих друзей есть подобная фотография с медвежонком.
— Если перенестись в наше время, какая любимая игрушка у современных детей? Это по-прежнему медвежонок или нет?
— Сейчас это очень индивидуально. Мои дети очень любят игрушки. Младший, например, обожает с ними спать. Обязательно какая-то игрушка рядом с ним, медвежонок или какой-нибудь другой герой. Например, в прошедший Чемпионат мира по футболу он в обнимку спал с волком Забивакой. У него мягкие игрушки могут меняться периодически, но всегда должна быть одна, которая рядом с ним.
— Вы много лет входите в Наблюдательный совет премии в сфере товаров и услуг для детей «Золотой медвежонок». Как оцените современную ситуацию с игрушками и их доступностью?
— Я против того, когда в основе выбора игрушки — мода. Это ставит детей в разный ранг: если у тебя нет этой игрушки, то мы с тобой не дружим. Другая сторона этой проблемы — это высокая цена. Скажем, девочки собирают какую-нибудь серию или коллекцию кукол, но если финансовые возможности родителей не позволяют приобрести часть коллекции, то эта девочка становится изгоем.
К тому же мода перебивает интерес и любовь к нашим красивым и очень привлекательным игрушкам. Они есть и многие родители просто о них не знают. Буквально недавно я подарила своей крестнице кукольный домик от «ЯиГрушка» – совершенно фантастический, можно сказать, мечта любой девочки советского времени. В семье пятеро детей: два мальчика и три девочки. Так с этим домиком с удовольствием играли все. Там есть мебель, занавески на окнах, холодильник и т.д. Такая игра объединяет детей, дает возможность им взаимодействовать друг с другом.
Еще я очень люблю головоломки и настольные игры, они объединяют семью. Например, их производят такие компании как «ЯиГрушка», «Звезда» и т.д. Они небезосновательно очень популярны. Например, «Имаджинариум» — очень сильная настольная игра с точки зрения объединения семьи, познания друг друга, психологии. В большой компании на отдыхе мы всегда в нее играем. Взрослые садятся рядом с детьми и все включаются в достаточно серьезный процесс игры, который требует от детей высказываний и ассоциаций по картинкам. Порой они очень интересные и, таким образом, ты изучаешь собственного ребенка, а он узнает тебя. Все родители должны знать о таких играх.
Также хочу отметить серию авторских игр «Банда Умников» «Этажики», «Геометрика», «Цветариум», «Читай-Хватай» и другие. Они развивают ребенка с точки зрения математики, восприятия мира. Важно, чтобы родители, заходя в магазин игрушек, не просто следовали желаниям ребенка, а стремились вникать и участвовать в выборе хорошей игрушки или игры. В этом им в помощь знак «Золотого медвежонка».
— Что для вас значит конкурс «Золотой медвежонок»?
— Я помню тот момент, когда конкурс делал первые шаги. Тогда тема качества игрушек только начинала звучать в стенах Государственной Думы и Совета Федерации. Она сразу получила поддержку двух палат парламента и был создан Наблюдательный совет премии. В то время на рынке было множество совершенно безобразных игрушек. Стояла задача исключить их через экспертизу и общественное признание, пропагандировать очень правильные, хорошие и добрые игрушки с учетом психологии наших детей и особенностей нашей страны.
В конкурсе «Золотой медвежонок» предусмотрено народное голосование детей и родителей. В целом, из года в год это дает очень правильную оценку его участникам. Следим, чтобы наш отечественный производитель тоже мог занять свое место и достойно конкурировать. Можно сказать, что ситуация за 10 лет однозначно повернулась в пользу России.
И сейчас, когда на детской продукции есть знак качества «Золотой медвежонок» для родителя это сигнал о том, что игрушка прошла очень серьезную экспертную оценку, и, значит, она пользуется особым доверием у взрослых, детей и экспертов. Она по-настоящему будет развивать ребенка.
— Ассоциация индустрии детских товаров (АИДТ), один из организаторов премии «Золотой медвежонок», существует уже 10 лет. Все эти годы вы наблюдали за развитием отрасли. Какие изменения произошли за это время? Есть ли позитивные моменты?
— Во-первых, в 2018 году вырос экспорт игрушек и детских товаров, добившись значительного прогресса даже по сравнению с другими отраслями российской экономики. Можно рассматривать как комплимент то, что наш мультфильм «Маша и Медведь» вызывает у иностранцев опасения, что это не просто «российская пропаганда», а практически «война против мировой общественности».
Disney активно работает в России. И мы с «Машей и Медведем» заходим на иностранные рынки, а вместе с мультиком идут игрушки и другие лицензионные товары, которые связаны с ним. Это нормально, когда образы свободно конкурируют и завоевывают сердца детей.
Это лишний раз показывает – мультипликационная индустрия ведет за собой открытие многих дверей, меняет восприятие иностранцами России. Это существенный объединяющий фактор, когда дети во всем мире смотрят одну и ту же кинопродукцию, играют в одни и те же игрушки.
Отмечу, что качество игрушек улучшилось. Сегодня небезопасные товары с меньшей вероятностью окажутся у ребенка. Информация из чего состоит та или иная игрушка стала доступнее, улучшилась маркировка. В этом отношении родители стали увереннее при выборе товаров для детей. За 10 лет в этом смысле произошел очень серьезный прорыв.
Также отмечу прогресс в лицензировании и брендировании детской продукции — этого не было раньше в нашей стране. Индустрия игрушек показала хороший профессиональный пример для других отраслей, связанных с детством.
— Какие проблемы остались нерешенными? Что требует еще внимания и определенных усилий?
— Россия может сама создавать и производить больше детских товаров. Следует уделять внимание тем вещам, которые были утрачены с распадом Советского Союза. Речь идет о НИОКР и научных исследованиях в сфере детства. Сейчас как самостоятельная структура появилось Министерство науки. Возможно оно наравне с Министерством образования, также ответственным за вопросы детства, уделит внимание этому очень важному аспекту.
Многое начинается с игрушек. То, что окружает ребенка, в том числе игровая среда, формируют в нем будущего ученого, талантливого специалиста и просто нормального гражданина. Поэтому крайне важно использовать научные подходы ко всей сфере детства.
Лично для меня особенно важен вопрос здорового образа жизни, в частности детского спортивного инвентаря. Он стал чаще востребован в домашних условиях. Я даже на себе ощущаю: часть спортивных снарядов мне приходится сейчас иметь дома. В прошлом, в Советское время такой потребности в принципе не было. Всё делали на тренировках вместе с тренером. А теперь, зачастую, приходится делать домашнее задание детям, чтобы получить хорошую оценку по физкультуре, или даже спортсменам, которые хотят добиться серьезных результатов.
Этот вопрос также актуален для оборудования во дворах, на детских площадках, а также в школах и детских садах. Как депутат я часто посещаю детские дошкольные учреждения и вижу, что у нас есть воспитатели, талантливые методисты физической культуры и спорта, которые придумывают фантастические вещи. Они делают из подручных вещей поразительные вещи. Это просто ноу-хау! Прямо бери и запускай в производство.
— Почему важно принимать участие в премии? Что еще производители получают помимо знака качества?
— Признание — это крайне важно. Мы всегда отмечаем лауреатов и приводим в пример. Детская индустрия, которая, может быть, кому-то кажется не такой серьезной как нефть или газ, имеет стратегическое значение для экономики и общества. Компании, которые принимают для себя принципиальное решение участвовать в развитии детских товаров, считаю за миссионеров.
В детской сфере инвестиции идут не только в получение будущей прибыли, но и в то неосязаемое, что отзовется через поколения. Выражается это в том, что создаваемый продукт влияет на конкретного ребенка, который потом, вспоминая, скажет, - а у меня была такая игрушка или я помню, что играл со своими родителями в эту настольную игру, и она повлияла на мой выбор. Или девочка скажет, что у нее была красивая кукла, и ей захотелось сшить какую-то фантастическую коллекцию для нее своими руками, начать придумывать модели. А ребенок, игравший в конструктор, потом станет настоящим инженером, будет запускать ракеты в космос. Ведь всё начинается в детстве. Именно с игры начинается что-то большое и гениальное.
Например, фабрика «Весна» делает прекрасные куклы. Когда я дарю этих кукол дочерям моих друзей, они не верят, что это наше производство. Они просто не знают о нём. Многие считают, что есть только «Барби»... А ассортимент «Весны» - это огромный выбор разных кукол под разные события, под характер девочки, под ее национальность, что немаловажно в нашей многонациональной стране.
Изготавливая прекрасные детские товары, эти люди делают большую инвестицию в будущее. Кстати, участвуя в конкурсе «Золотой медвежонок» производители могут поверить в себя, свериться с идеями, мыслями, знаниями, которыми обладают эксперты и другие участники индустрии.
— Ваши пожелания тем, кто еще только планирует участвовать в премии «Золотой медвежонок»?
— Во-первых, участвовать! Некоторые говорят, - а зачем мне участвовать, если не буду первым? Лучше проигнорирую. Конечно, соревноваться всегда психологически очень тяжело. Это как в спорте. Но здесь, в премии, очень важно участие, потому что независимо от результата ты смотришь на других, сравниваешь, и анализируешь. Что же я сделаю лучше в следующий раз? Чем я еще увлеку детей, родителей, экспертов, чтобы они проголосовали за меня в следующем году? Найдя ответы на эти вопросы появится огромный стимул, чтобы идти вперед.
Руководителям регионов, особенно губернаторам, хочу сказать, что детскую индустрию надо очень серьезно поддерживать, так как она вносит огромный вклад в бренд любого субъекта РФ. Этим реально можно гордиться.
— Очень понравилось ваше сравнение премии со спортом. Учитывая вашу прошлую спортивную карьеру, если спортсмен участвует, но не побеждает, что это для него значит?
— Для меня это анализ ошибок — что и как я не доработала. Никогда не обвиняла соперников, методы и способы их победы, судей, другие обстоятельства, старалась не обращать на это внимания. Всегда себе говорила, - в том, что проиграла, виновата только я. Смотри на себя, меняй себя. Не более того. Начнешь копаться в других — не улучшишь себя. Это всегда работало.
Благодаря именно такому настрою в моей жизни было четыре олимпиады. Никогда нельзя опускать руки, всегда продолжать работать дальше, стремиться к большему. И если вы страстно увлечены своим делом, преданы ему, то это не пройдет незамеченным.