Национальная премия в сфере товаров и услуг для детей «Золотой медвежонок» открыла новый сезон 2025—2026 годов. За 15 лет существования премия стала площадкой, где производители в диалоге с научным сообществом улучшают свою продукцию, формируют новые стандарты индустрии, тем самым закладывая основу для культурного лидерства России на мировой арене. В интервью с председателем Научно-экспертного совета Национальной премии, академиком Российской Академии образования Александром Савенковым мы обсудили вопросы бизнеса и значение премии «Золотой медвежонок».
— Александр Ильич, Вы входите в экспертный совет премии «Золотой медвежонок» все 15 лет ее существования. Как Вы оцениваете качество экспертизы и проектов-номинантов на старте и сегодня?
— Сказал бы, что и эксперты, и производители – а многие из них уже несколько раз участвовали в премии – растут вместе с «Золотым медвежонком».
Для нас, экспертов - педагогов, психологов, философов, культурологов «Золотой медвежонок» с самого начала стал глотком свежего воздуха, уникальной площадкой. Мы получили возможность не просто рассуждать о товарах для детей, но трогать их руками, оценивать в режиме реального времени.
Как директор института (педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета (МГПУ), — ред.), очень горжусь тем, что мои преподаватели, профессора, доценты, казалось бы, многоопытные люди ежегодно имеют такую замечательную практику, получают новые компетенции и возможность для саморазвития. За это время мы вместе с премией вырастили порядка пятидесяти высококвалифицированных экспертов по детским товарам, и кто-то из них уже специализируется на узких группах: детская косметика, детская обувь, школьная форма, комбинезоны, товары для малышей, матрасики для младенцев. Мы углубились в эту сферу по-настоящему. Это очень хорошо.
Достойно похвалы и стремление производителей действительно сделать свою продукции более качественной, безопасной, интересной. В первые годы образцы продукции существенно отличались от того, что мы видим сейчас. И дело не только в современных технологиях производства и новых материалах. Дело в готовности слушать, пользоваться советами, дорабатывать продукцию, ведь премия – это не просто конкурс, а фактически экспертная консультация с оценками и советами.
Эксперты умеют увидеть те вещи, которые не всегда видны производителю. И мы рекомендуем их изменить, а авторы часто прислушиваются к этим рекомендациям. Например, в замечательной и всеми любимой игрушке «Синий трактор» эксперты рекомендовали производителю поменять крепление фар, потому что когда они отламываются, появлялся опасный для ребенка деревянный штырек. Игрушка, конечно, была доработана.
Многие компании участвуют в премии из года в год, прислушиваются к советам, дорабатывают продукцию и побеждают. И тем самым развивают качество всей индустрии для детства.
— Для Вас как руководителя Научно-экспертного совета премии, в чем главная миссия этой работы?
— Мы, конечно, пытаемся поставить барьер для некачественной продукции на рынке детских товаров, но главная наша задача – не столько отметить то, что некачественно, сколько выделить то, что сделано хорошо. То, что является лучшим или перспективным. То, что сейчас должно быть на рынке детских товаров и в современных детских комнатах.
Мы работаем на современную промышленность, на современное детство, стараемся сделать его более безопасным, воздействуем на рынок детских товаров в стремлении сделать его более соответствующим культурным традициям России, более ориентированным на развитие личности ребенка, на становление его гражданской идентичности, его познавательных, когнитивных способностей, на его психосоциальное, психофизическое развитие.
И это очень вдохновляет. Вдохновляет то, что в результате вся эта работа совсем не бесполезна. Ведь что мы видим в итоге? Если говорить об игрушках – появляется все больше игрушек с дидактической нагрузкой, способных научить важным и нужным вещам, сформировать у ребенка научную картину мира. Например, набор «Знаток» Бахметьева Андрея, модели компаний «Научные развлечения», Элти-Кудиц, которые с нами постоянно, и они, что характерно, все время прислушиваются к мнению экспертов.
— Александр Ильич, а у Вас какая игрушка в детстве была самой любимой? С дидактической нагрузкой?
— Я играл в военные машинки Тульского патронного завода. Они до сих пор вызывают у меня какое-то необыкновенное умиление. Боевые действия, понимаете? Стволы у танков отломаны, бронетранспортеры ободраны, пушки бесконечно сломаны, но было безумно, потрясающе интересно: ты будто из настоящей пушки бьешь по настоящему танку.
А сейчас, сознаюсь, очень люблю плюшевых мишек.
— Знаю, что Вы пишете научную статью о появлении русского плюшевого мишки. Почему именно эта тема?
— Медведь был тотемным животным славян, участником русских сказок, песен, былин, сказаний, преданий с незапамятных времен. Медведь – хозяин русского леса. И, наконец, Михаил Потапыч - неотъемлемая часть нашего культурного кода. Уверен, осознание наших традиций необходимо, чтобы выполнить три главные задачи, которые поставил перед нашей промышленность Президент: импортозамещение, технико-технологический суверенитет и технико-технологическое интеллектуальное лидерство. Ведь это не только про тяжелую промышленность, но и про игрушечный бизнес, потому что игрушка – та мягкая сила, которая с самого раннего возраста влияет на самосознание и становление гражданской идентичности ребенка.
Мы по-прежнему распространяем куклу Барби, у нас до сих пор Мишка Тедди и Лего. Но мы можем претендовать на лидерство, наши игрушки могут стать лучшими в мире. Российская игрушка – бренд, который не уступает другим. Так уже было и будет.
Потенциал есть. «Золотой медвежонок» активно содействует этому не просто выбирая лучших, а улучшая и подключаясь к созданию на стадии разработки, когда производители обращаются к науке за экспертизой. Это, кстати, в целом позиция Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, — чтобы науки на каждом этапе производства товаров для детей было больше.
Когда Госплан работал на игрушки — это была прекрасная советская история. Я недавно посетил Музей плюшевого мишки в Суздале, в числе его экспонатов – разработки института игрушки Академии педагогических наук СССР. Представьте: художники и педагоги-исследователи вместе разрабатывали модели плюшевых мишек, и они вот совсем не Тедди — у них иная конструкция головы, ушей, горбик обязательно на спине, как у живого медведя.
Только после экспертизы Института игры и игрушки — модели куколок, экскаваторов, мишек, других игрушек — запускались в производство. А в структуре многих промышленных предприятий действовали цеха народного потребления, на которых самолетики для детей создавались из тех же материалов, что и лайнеры для большой авиации, машинки для мальчишек из того же металла, что и для МАЗов, КрАЗов и ГАЗов.
И все это при высочайших требованиях к качеству и материалов, и образцов-моделей.
— И к смыслу, который несет игрушка — Вы всегда подчеркиваете важность его наличия.
— Да, на основе психолого-педагогических установок. Сегодня в этом Национальная премия пока единственный действенный помощник, который помогает сформулировать, мотивировать производителей, классифицировать товары для детей, игрушки для удобства производителей и экспертов.
К примеру, куклы – они принципиально важны для сюжетно-ролевой игры, которая имеет особый смысл, особую ценность, когда мы решаем демографические задачи. Потому что игра в дочки-матери никуда не ушла, девочки по-прежнему нянчат пластмассовых пупсов в пластмассовых колясочках, примеряя на себя роль мамы. Поэтому мы плотно работаем, к примеру, с кировской фабрикой «Весна» в части экспертизы в целом и, естественно, экспертного сопровождения в рамках премии.
Когда ребенок получает от игры позитивный ментальный, душевный опыт, игрушка начинает пробуждать и стимулировать стремления.
А трудовое воспитание? Это же не строгание палок на уроке труда. С самого раннего детства это — игра в какое-то полезное дело. Ребенок берет самосвал, загружает песок и везет его в песочницу, читай — на стройку. Игра воспроизводит позитивную деятельность взрослого. И пусть мне кто-нибудь скажет, что это не трудовое воспитание. В прошлом сезоне «Золотого медвежонка» мне очень понравилась идея грузовиков одного из производителей, в рамках защиты мы дали компании ряд советов, как качественно улучшить продукт. Надеюсь, они приняли их в работу и в следующем сезоне будут в числе победителей.
У «Золотого медвежонка» с каждым годом все больше игрушек, чрезвычайно полезных в воспитательном плане, в плане обучения, в плане формирования научной картины мира. Тут, конечно, должны были бы лидировать конструкторы, но возможности создать супероригинальный продукт не так велики, и надо быть очень креативным, чтобы сделать конструктор, который не будет еще одной вариацией Лего, найти принципиально новое решение. Это – задача и настоящий вызов для номинантов будущего сезона. Это очень трудно, но очень ценно.
— Александр Ильич, для участников будущего сезона приоткройте завесу тайны: как эксперты оценивают продукцию? К чему готовиться участникам, на что обратить внимание, подавая заявки?
— Экспертиза начинается с визуальной оценки качества товара. Если вы берете плюшевую игрушку, а из нее при прикосновении выпадают волоски, очевидно, что о качестве речи нет. То же самое, если пластмассовая игрушка издает неприятный химический запах.
Второй большой критерий — социальная, психологическая и физическая безопасность. Явные признаки игровых сюжетов, если это игрушка, — а не провоцирует ли она ребенка на агрессию и жестокость, насилие, унижение человеческого достоинства, оскорбления религиозных чувств? Или же игровой объект способен вызывать психологическую зависимость, вычеркнув полноценное развитие ребенка, стимулирует интерес к азартным играм взрослых, угрожая психическому или физическому здоровью ребенка.
Мы внимательно оцениваем культурообразность и воспитательную направленность игрового объекта, чтобы игрушка соответствовала нравственным нормам, отечественным духовно-нравственным ценностям и традициям. Оцениваем ориентацию игрового объекта на воспитание самосознания и гражданской идентичности, содействие репрезентации позитивного ментального опыта ребенка, воспроизведение самого лучшего, что есть в ребенке.
Критериев, конечно, намного больше, для каждой номинации разработаны свои, позволяющие провести самую качественную оценку.
— Александр Ильич, Ваши пожелания номинантам Национальной премии «Золотой медвежонок» сезона 2025-2026?
— Пожелаю работать вместе, потому что только вместе мы способны сделать высококачественный продукт, который станет бесспорным победителем, решить задачи, которые ставит перед нашей отраслью Президент. «Золотой медвежонок» — наш помощник в этом. Премия неуклонно совершенствуется, отрабатываются критерии, повышается качество экспертизы.
И, конечно, пожелаю успехов в премии, победы лучшим из лучших!


